МИНИСТЕРСТВО ТРАНСПОРТА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ГОСУДАРСТВЕННАЯ РЕЧНАЯ СУДОХОДНАЯ ИНСПЕКЦИЯ по ВОСТОЧНО-СИБИРСКОМУ БАССЕЙНУ

 

 

ОСОБЕННОСТИ ДВИЖЕНИЯ И

СТОЯНКИ СУДОВ ПО

ВНУТРЕННИМ ВОДНЫМ ПУТЯМ

ВОСТОЧНО-СИБИРСКОГО

БАССЕЙНА

 

Введены в действие с 1 мая 2003 г.

приказом начальника Государственной речной

судоходной инспекции по Восточно-Сибирскому бассейну

от 12 февраля 2003 г. № 8

 

г. Иркутск

2003 г.

СОДЕРЖАНИЕ

1.0БЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ *

II. ДВИЖЕНИЕ, МАНЕВРИРОВАНИЕ, СТОЯНКА СУДОВ И СОСТАВОВ *

2.1. Общий порядок руководства движением судов и составов *

2.2. Условия и требования для обеспечения безопасности плавания на озере Байкал, Братском и Усть-Илимском водохранилищах. *

2.3. Условия и требования для движения судов в темное время суток при неосвещаемой навигационной обстановке. *

2.4. Требования по обеспечению безаварийного плавания судов при отсутствии знаков навигационного оборудования судового хода. *

2.5. Требования при движении через затруднительные участки пути. *

2.6. Ограничения скорости движения судов и составов на различных участках бассейна. *

2.7. Требования по порядку установки рыболовных снастей относительно судового хода. *

2.8.Требования, предъявляемые к судам по запрещению плавания в зонах нерестилищ рыб и лежбищ байкальской нерпы. *

2.9. Дополнительные требования, предъявляемые к судам, осуществляющим плавание по озеру Байкал. *

2.10. Особенности движения судов в перекате Исток *

2.11. Особенности движение судов на участке 0 - 7 км выше Ангарского моста. *

2.12. Особенности движения судов в районе 56 - 60 км. *

2.13.Особенности движения и стоянки судов в Усольской протоке реки Ангары. *

2.14.Особениости движения и стоянки судов в районе 105 - 107 км реки Ангары. *

2.15. Особенности движения судов в районах гидротехнических сооружений (мостов, воздушных и подводных переходов). *

2.16. Стоянка и маневрирование судов и составов в границах портов и пристаней *

2.17. Особенности движения, расхождения и обгона судов, находящихся на виду друг у друга, при плавании по озеру Байкал и водохранилищам. *

2.18. Особенности движения, расхождения и обгона судов, не находящихся на виду друг у друга при плавании по озеру Байкал и водохранилищам *

2.19. Движение судов и составов при видимости менее 1 км и ширине судового хода менее 100 метров *

2.20. Участки с односторонним движением судов и составов. *

Приложение № 1 Границы линейных отделов ГРСИ по Восточно-Сибирскому бассейну и их реквизиты *

Приложение № 2 Границы обслуживания водных путей подразделениями Байкало-Ангарского Государственного бассейнового управления водных путей и судоходства *

Приложение №3 Донесение о транспортном происшествии *

Приложение № 4 Технический акт *

Приложение №5 Акт о транспортном происшествии *

Приложение № 6 ПЕРЕЧЕНЬ ДОКУМЕНТАЦИИ ДЛЯ САМОХОДНЫХ СУДОВ *

Приложение № 7 Порядок получения путевой и гидрометеорологической информации *

Приложение №8 Правила обеспечения безопасных условий перевозки транспортных средств на грузовых судах и судах паромных переправ *

Приложение №9 Условия перевозки организованных групп людей на непассажирских судах *

Приложение № 10 Каталог карт и атласов Восточно-Сибирского бассейна, допущенных к пользованию судоводителями *

 

Утверждены Приказом начальника ГРСИ

по ВСБ от 12 февраля 2003 года № 8

1.0БЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

1. Настоящие "Особенности движения и стоянки судов по внутренним водным путям Восточно-Сибирского бассейна" (далее ОДСС но ВВП ВСБ) разработаны в соответствии с пунктом 4 Правил плавания по внутренним водным путям Российской Федерации утвержденных Приказом Минтранса России от 14 октября 2002 г. №> 129 и распространяются на экипажи судов, юридических, физических лиц и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих судоходство по водным путям, связанных с эксплуатацией и использованием плавучих объектов, содержанием судоходных водных путей и гидротехнических сооружений при плавании по внугренним водным путям Восточно-Сибирского бассейна.

2. По условиям ветро-волнового режима Речным Регистром РФ водные пути Восточно-Сибирского бассейна отнесены:

- к разряду "Л": река Селенга (от впадения реки Никой до устья), река Верхняя Ангара (от устья до селения Уоян), река Баргузин (от устья до 138 км);

- к разряду "Р": река Ангара (от плотины Иркутской ГЭС до 128 км по карте реки Ангары издания 1994 года); Иркутское водохранилище (от истока реки Ангары до плотины Иркутской ГЭС); Усть-Илимское водохранилище по Ангарскому направлению (от плотины Братской ГЭС до 100 км, от 145 км до 205 км, от 245 км до 260 км), по Илимскому направлению (от устья реки Илим до 50 км и от ПО км до Ново-Илимска); Братское водохранилище (Окинское направление выше 188 км, Ийское направление выше 45 км;

- к разряду "О": Братское водохранилище: по Ангарскому направлению -участок от селения Бархатова (128 км р.Ангары) до плотины Братской ГЭС; по Окинскому направлению - участок от 188 км до горы Коврижка, по Ийскому направлению - участок от 45 км до устья; Усть-Илимское водохранилище: по Ангарскому направлению: 100 - 145 км, 205-245 км, 260-290 км; но Илимскому направлению: 50-110 км;

- к разряду "М": озеро Байкал по ВСБм курсам (направлениям).

3. Кардинальная система навигационного оборудования применяется на основных судоходных трассах озера Байкал.

Латеральная система навигационного оборудования применяется:

- на озере Байкал при заходах в устья рек (Селенга, Баргузин, Верхняя Ангара), при подходах к причалам (порт Байкал, Листвянка, Култук, Усть-Баргузин, Северобайкальск, Нижнеангарск и др.), а также на Иркутском, Братском, Усть-Илимском водохранилищах и реках: Ангара, Селенга, Баргузин, Верхняя Ангара, Ока, Ия, Илим.

4. Осмотры самоходных судов (мощностью 75 л.с. и более) и несамоходных судов (грузоподъемностью 80 регистровых тонн и более) работниками ГРСИ по Восточно-Сибирского бассейна проводятся с целью выявления соответствии судна и экипажа требованиям нормативных документов, регламентирующих их безопасную эксплуатацию. Осмотры могут проводиться, как на стоянке, так и на ходу в присутствии капитана (см. капитана) или первого штурмана (старшего помощниками капитана).

В обязательном порядке осмотр судов производится после межнавигационного периода перед выходом в первый рейс. Контрольные осмотры судов производятся в навигационный период, не чаще чем через 1,5 месяца, а также после совершении транспортного происшествия или допущенных нарушений Правил плавания по ВВП РФ, Устава службы на судах, Устава о дисциплине работников речного транспорта, Правил технической эксплуатации речного транспорта и других документов регламентирующих безопасность плавания.

5. На каждом самоходном судне должны быть навигационные карты, атласы, схемы судовых ходов или лоции, наставления, маршрутники, рекомендации по прохождению затруднительных участков пути и атласы волнения участков водных путей, в пределах которых данное судно эксплуатируется. Обеспечение судов указанными пособиями является обязанностью судовладельца.

6. Изменения состояния водных путей и судоходной обстановки, происходящие в течении навигации и после межнавигационного периода, должны доводится до сведения судоводителей посредством издания извещений судоводителям, путевых информационных листков и радиобюллетеней, выпускаемых районами водных путей (далее РВП) и БАГБУ ВП и С в соответствии с приложением № 7 к настоящим ОДСС по ВВП ВСБ. По этим материалам судоводители должны производить текущую корректировку навигационных карт, схем судовых ходов.

7. Для плавания по судоходным путям бассейна каждое самоходное судно должно иметь комплект документов указанный в приложении № 6 к настоящим ОДСС по ВВП ВСБ. Для обеспечения безопасности плавания судна судоводители обязаны изучать специальную лоцию района плавания: в межнавигационный период используя навигационные пособия и карты; во время навигации полученные знания закрепляются судоводителями практически.

8. Запрещается подача звуковых сигналов (кроме: "Сигнала бедствия", "Человек за бортом", "Предупреждение") в крупных населенных пунктах (в городе Иркутске: в акватории бухты Чертыгеевская и на участке от плотины Иркутской ГЭС до Жилкинского моста; в городе Братске на акватории порта Братск и поселка Падун).

9. Спортивные и культурно-массовые мероприятия на внутренних водных путях Восточно-Сибирского бассейна устраиваются после согласования их проведения с БАГБУ ВП и С, ГРСИ по ВСБ и предприятиями-судовладельцами, вблизи акваторий причалов которых они проводятся.

10. Проектирование и строительство мостов, водозаборов, воздушных и подводных переходов, причалов, других гидротехнических сооружений, расположение и функционирование паромных переправ согласовываются с БАГБУ ВП и С и ГРСИ по ВСБ. Места пересечения судового хода паромными переправами, мостами, воздушными и подводными переходами, судами внутригородских линий ограждаются знаками и огнями (ГОСТ 26600-98), и обозначаются на картах водных путей.

11. Места добычи нерудных и строительных материалов на водных акваториях и береговых полосах согласовываются с БАГБУ ВП и С и ГРСИ по ВСБ.

12. Владелец карьера на каждом месте добычи (погрузки), подходных путях и акватории обязан поддерживать достаточные глубины, а при необходимости выставлять плавучую судоходную обстановку, оборудовать безопасные места для стоянки флота.

13. Схемы типовых составов разрабатываются судовладельцами в соответствии с Правилами технической эксплуатации речного транспорта и ОДСС по ВВП ВСБ, согласовываются с ГРСИ по ВСБ и утверждаются БАГБУ ВП и С. На каждом буксирном судне осуществляющем буксировку (толкание) несамоходных судов (барж, плавкранов, дебаркадеров, земснарядов и т.д.) должны быть "Схемы типовых составов".

14. При формировании состава диспетчер или другое ответственное лицо судовладельца и судоводитель состава обязаны учитывать и обеспечивать:

- соответствие мощности буксировщика (толкача) весу состава;

- установленную схему формирования составов для обеспечения безопасного движения в заданном районе плавания и в определенный навигационный период;

- соответствие габаритов судов (составов) габаритам пути (Приложение №1 к Правилам плавания по ВВП РФ);

- направление движения (вверх или вниз);

- хорошую управляемость;

- удобство выполнения маневровых работ.

15. Для немедленной отдачи буксирного троса с поста управления судном, при буксировке судов и составов вниз по течению или при съемках судов с мели, буксирные тросы должны подаваться только с буксирных гаков.

16. На суда Министерства обороны, Министерства внутренних дел, Министерства по делам чрезвычайных ситуаций и гражданской обороны, при плавании их по судоходным путям бассейна распространяются требования Правил плавания по ВВП РФ и настоящих ОДСС по ВВП ВСБ.

17. Судовладельцы и другие ведомственные инспекции по флоту, в том числе Государственная инспекция по маломерным судам обязаны выполнять требования документов по безопасности плавания в бассейне издаваемые органами, регулирующими судоходство (БАГБУ ВП и С и ГРСИ по ВСБ) и доводить их до судоводителей.

18. Каждый плавучий кран, земснаряд, до начала буксировки требуется привести в состояние, годное для его транспортировки по воде. Перед выходом в рейс судоводитель буксировщика (толкача) совместно с вахтенным начальником плавкрана или земснаряда, докладывает диспетчеру (ответственному лицу) судовладельца и делает запись в судовой журнал.

19. Береговые радиостанции Бассейнового узла связи и радионавигации обслуживающие суда находящиеся в рейсах на озере Байкал, Иркутском, Братском, Усть-Илимском водохранилищах и реке Ангаре обеспечивают в течение навигации круглосуточное наблюдение за сигналами бедствия и срочными вызовами судов.

20. К плаванию по озеру Байкал и водохранилищам допускаются суда, имеющие соответствующий класс Речного Регистра и удовлетворяющие по техническому состоянию, оборудованию и снабжению требованиям органов технического надзора и классификации судов Российской Федерации. ВСБ судоводители обязаны знать ветро-волновой режим района плавания, порядок обеспечения гидрометеорологической и путевой информацией, строго выполнять ограничения Речного Регистра, требования "Информации об остойчивости", рекомендации судоводителям.

21. Контроль за выполнением настоящих ОДСС по ВВП ВСБ осуществляется:

- Государственной речной судоходной инспекцией по Восточно-Сибирскому бассейну;

- Государственной инспекцией по маломерным судам (по самоходным судам мощностью менее 55 кВт и несамоходным судам вместимостью менее 80 тонн);

II. ДВИЖЕНИЕ, МАНЕВРИРОВАНИЕ, СТОЯНКА СУДОВ И СОСТАВОВ

2.1. Общий порядок руководства движением судов и составов

22. Руководство работой и движением судов на судоходных путях бассейна осуществляется диспетчерскими службами (ответственными лицами) судовладельцев во взаимодействии с диспетчерами Байкало-Ангарского Государственного бассейнового управления водных путей и судоходства (районов водных путей). Каждый судовладелец должен иметь постоянную информацию о местонахождении и состоянии своих судов.

23. Диспетчерское регулирование движения судов обеспечивается БАГБУВП и С на договорных условиях в необходимом для судовладельцев объеме и осуществляется в соответствии с "Положением о диспетчерском регулировании движения судов по внутренним водным путям Российской Федерации" утвержденном приказом Минтранса России от 24 апреля 2002 года № 55.

24. Диспетчерскому регулированию движения судов подлежат самоходные суда и буксируемые (толкаемые) составы, используемые для перевозки грузов и пассажиров.

25. На судоходных путях Восточно-Сибирского бассейна, в целях создания безопасных условий плавания, движение судов (составов и плотов) разрешается после проведения промерных, тральных и дноочистительных работ, расстановки знаков навигационного оборудования. Об открытии участков для судоходства Районы водных путей БАГБУ ВП и С ежегодно дают извещения судоводителям. Сроки постановки и снятия знаков береговой и плавучей обстановки утверждаются Службой речного флота Минтранса России по представлению БАГБУ ВП и С.

Плавание судов до и после установленных сроков открытия (закрытия) участков пути может осуществляться при условии разработки судовладельцами дополнительных организационно-технических мероприятий согласованных с судоходной инспекцией, инспекцией Речного Регистра и БАГБУ ВП и С.

26. Каждое самоходное судно (кроме маломерных), а также ВСБ земснаряды, плавучие краны и другие плавсредства, находящиеся в пределах судового хода на реке Ангаре от Иркутского моста (0 км) до 128 км (селение Бархатово), должны иметь в ходовой рубке график движения судов на подводных крыльях, обеспечение которым является обязанностью судовладельца.

27. Движение судов на подводных крыльях (СПК) на участке Иркутск -Свирск не должно проходить ранее времени указанного в графике. В случае задержек СПК (в пути или на стоянке) на время более 10 минут, выход в рейс (или продолжение рейса) переносится на 30 минут позже времени, указанного в расписании. Фактическое время выхода СПК после задержки от расписания незамедлительно сообщается диспетчером ОАО "Восточно-Сибирское речное пароходство" по радиосвязи ВСБм судам реки Ангары и диспетчеру Ангарского РВП.

28. Выход в рейсы СПК типа "Метеор" из Иркутска и Братска, типа "Комета" из порта Байкал и Нижнеангарска отменяется, если их выход в рейс задерживается позже 13 часов до 1 августа, 12 часов с 1 августа до 1 сентября, 11 часов с 1 сентября.

2.2. Условия и требования для обеспечения безопасности плавания на озере Байкал, Братском и Усть-Илимском водохранилищах.

29. Суда выходящие в рейсы в озеро Байкал, Братское и Усть-Илимское водохранилища должны быть оборудованы радиостанциями работающими в диапазонах KB и УКВ по нормам Речного Регистра, перед выходом в рейс и во время рейса обеспечиваться гидрометеорологической информацией, иметь постоянную радиосвязь судно-берег.

30. Перед выходом в рейс из начальных или конечных пунктов в Братское, Усть-Илимское водохранилища и озеро Байкал ВСБ суда (составы) осматриваются на предмет определения годности к плаванию по водным путям разрядов "М" и "О". Осмотры производятся диспетчерами (ответственными лицами, назначенными приказом по судовладельческому предприятию) или судовладельцем (одним из судовладельцев), если судно принадлежит физическим лицам.

31. Лица ответственные за подготовку и выпуск судов в рейсы (исполнительные руководители, диспетчерский аппарат) обязаны пройти аттестацию в бассейновой аттестационной комиссии в установленном порядке.

32. На судне перед каждым выходом в рейс в районы плавания относящиеся к разрядам "О" и "М" проверяется:

а) наличие и срок действия разрешения Речного Регистра на право плавания в соответствующем разряде водных путей;

б) рабочие дипломы командного состава, квалификационные свидетельства рядового состава, подтверждающие их право занимать соответствующую должность на судне;

в) укомплектованность экипажа согласно "Положения о минимальном составе самоходных транспортных судов" утвержденного приказом Минтранса России от 1 ноября 2002 г. №138;

г) правильность загрузки судна (соответствие "Информации об остойчивости" и "Инструкции по погрузке-разгрузке судна");

д) количество пассажиров в соответствии с установленной пассажировместимостью (на пассажирских судах);

е) крепление палубного груза;

ж) обеспечение герметичности закрытия палубных люков, горловин и др., а также свободного доступа к ним;

з) отсутствие водотечности корпуса судна, наличие и исправность водоотливных средств;

и) исправность средств сигнализации и радиосвязи;

к) наличие и исправность, размещение на штатных местах аварийного снабжения (мягкие пластыри, цемент, жидкое стекло, клинья, брусья, гвозди и т.д.);

л) обеспечение спасательными средствами согласно норм Речного Регистра РФ;

м) обеспечение гидрометеорологической информацией по району плавания;

н) наличие копии лицензии на род деятельности (для транспортных судов).

33. Осмотр судов в промежуточных пунктах (местах стоянок) возлагается на судоводителя, который проверяет в полном объеме выполнение требований, указанных в предыдущем пункте, и по радио или телефонной связи сообщает дежурному диспетчеру (лицу, ответственному за выпуск судов в рейс) о результатах осмотра. Последний принимает решение о разрешении выхода судна (состава) в рейс или запрещает его, о чем сообщает судоводителю. ВСБ сообщения на суда о разрешении или запрещении выхода в рейс регистрируются и хранятся на судне и у владельца флота в установленном порядке.

34. На основании проведенного осмотра, лицо, проводившее осмотр, делает свое заключение о пригодности (или непригодности) судна (состава) к выходу в рейс в районы плавания, относящиеся к разрядам "О" и "М". Результаты осмотра и принятое решение записываются судоводителем в судовой журнал, а диспетчером (исполнительным руководителем или судовладельцем) в Единую книгу осмотра судна.

35. За полноту и качество осмотра в равной степени с судоводителем отвечает должностное лицо (судовладелец), дающее разрешение на выход судна в рейс в штормоопасные районы. Они обязаны заблаговременно получить общий и маршрутный прогноз погоды, и, по возможности, сведения о фактическом состоянии погоды, после чего принять решение об отправлении судна (состава) в рейс или продолжения стоянки в пункте отправления до устранения замечаний по осмотру.

36. В случае несоблюдения хотя бы одного из перечисленных условий, указанных в п. 32, выход судна (состава) в озеро Байкал и штормоопасные районы Братского и Усть-Илимского водохранилищ не допускается.

37. К штормоопасным районам относятся участки:

а), озеро Байкал;

б), на Братском водохранилище:

-по Ангарскому направлению: 181-305 км (Балаганское расширение);
474 км - плотина Братской ГЭС (Заярское расширение);

- по Окинскому направлению: 39 км - устье реки Ока (Долоновское расширение); 45 км - 100 км (Калтукское расширение).

в), на Усть-Илимском водохранилище:

- по Ангарскому направлению: от 100 до 145 км (Шаманское расширение); от 205 до 245 км (Воробьевское расширение); от 260 до 290 км (Сизовское расширение);

- по Илимскому направлению: от 50 до ПО км (Качино-Игирминское расширение).

Судоводители перед выходом в указанные расширения должны получить прогноз погоды, а для плотосоставов маршрутный прогноз погоды, с учетом времени прохождения по расширению.

38. Прогноз погоды и разрешение на движение по штормоопасным участкам Братского водохранилища скоростные суда типа "Метеор" заблаговременно получают от диспетчера управления ОАО "Восточно-Сибирское речное пароходство" или порта Братск,

39. Плот (буксируемый объект) должен быть предъявлен для буксировки его владельцем или уполномоченным им лицом (отправителем) в состоянии, пригодном для безопасного плавания. Буксировка плота осуществляется судоводителем в соответствии с "Правилами буксировки", согласованными с ГРСИ по ВСБ, "Техническими условиями формирования и оснастки плотов" согласованными с ГРСИ по ВСБ и утвержденными БАГБУ ВП и С, а также договором буксировки (статья 89 КВВТ РФ). В темное время суток при приближении к плоту других судов (составов), судоводитель буксировщика-плотовода обязан показывать положение плота лучом прожектора.

2.3. Условия и требования для движения судов в темное время суток при неосвещаемой навигационной обстановке.

40. Перечень водных путей с неосвещаемой в темное время суток навигационной обстановкой с указанием их границ ежегодно, до начала навигационного периода, доводиться до сведения судоводителей и судовладельцев Районами водных путей БАГБУ ВП и С.

41. Движение на участках водных путей с неосвещаемой в темное время суток обстановкой разрешается только судам, оборудованным исправно-действующими радиолокатором, компасом и УКВ-радиостанцией, и при безусловном выполнении требований пунктов 205, 211, 214, 217, 218 Правил плавания по ВВП РФ.

2.4. Требования по обеспечению безаварийного плавания судов при отсутствии знаков навигационного оборудования судового хода.

42. Общим требованием данного пункта является обязательность следования судов в пределах судового хода (с использованием карты водного пути) при соблюдении установленного соотношения габаритов судов (составов) и габаритов пути.

43. На необслуживаемых водных путях пригодных для судоходства, но необорудованных или оборудованных не должным образом средствами судоходной обстановки, плавание транспортных судов (составов) допускается только при условии разработки судовладельцами и согласования с БАГБУ ВП и С и ГРСИ по ВСБ специальных мероприятий по обеспечению безопасности судоходства, в которых предусматривать:

- разработку системы организации экспедиционных (разовых) проводок судов (составов) на конкретных участках водных путей;

- определения перечня судов, привлекаемых для перевозок с учетом габаритов пути, опыта командного состава судоводительской специальности, технического состояния судов;

- установление режима движения судов в светлое время суток;

- обеспечение судов информацией о путевых условиях и уровнях воды;

- выделение сопровождающих судов, обеспечивающих безопасность движения;

- назначение должностных лиц, ответственных за обеспечение безопасности плавания судов и составов;

- привлечение капитанов-наставников или опытных судоводителей, хорошо знающих район плавания;

- организацию радиосвязи;

другие меры, исходя из особенностей участков водного пути, периода навигации и условий плавания (мелководье, паводок, ледостав и т.п.).

2.5. Требования при движении через затруднительные участки пути.

44. К затруднительным участкам пути в Восточно-Сибирском бассейне относятся перекаты:

- на Иркутском водохранилище: Исток;

- на реке Ангаре: Мокрый, протока Кузьмихинская, Жилкинский, Таловый, протока Яковлевская, Суховское колено, Грязнуха, Буянчики, Стереховский, Братская коса, Кресты, Ружниковский, Тельминский, протока Прямая, Усольский, Нечаиха, Нарымский;

- на реке Селенге: бар реки Селенги, Никепеловский, Пашинский, Кичинский, Якшинский, Серебряный, Осередочный, Верхний Ошурковский, Верхний Сотниковский, Верхний Вахмистровский;

- на реке Баргузин: все перекаты.

45. При движении по затруднительным участкам пути судоводители обязаны использовать для заблаговременного согласования взаимных действий УКВ-радиосвязь, учитывать местонахождение встречных и обгоняемых судов, расположение знаков судоходной обстановки, и характерные особенности переката.

2.6. Ограничения скорости движения судов и составов на различных участках бассейна.

46. Скорость движения судов (составов) ограничивается до безопасной с целью предотвращения создания волнения для судов, стоящих у пассажирских или грузовых стационарных или плавучих причалов (причалы остановочных пунктов пассажирских линий), акваториях портов Байкал, Братск, Иркутск, Свирск, Улан-Удэ, пристаней Нижнеангарск, Северобайкальск, Листвянка, Ракета, Усолье, Балаганск, Усть-Уда и других, а также в затонах и отстойных пунктах.

Движение судов (составов) в районах пляжей и береговых зон отдыха осуществлять с соблюдением следующих мер предосторожности:

- по возможности на максимальном удалении от указанных мест;

- для уменьшения волнообразования, если позволяют условия плавания, снизить скорость до минимальной.

2.7. Требования по порядку установки рыболовных снастей относительно судового хода.

47. Судам, занятым ловом рыбы соблюдать требования, изложенные в пунктах 230, 232, 233 Правил плавания по ВВП РФ. Рыболовные снасти не должны затруднять заход судов в затоны (отстойные пункты), заливы (убежища).

48. Рыболовные снасти, устанавливаемые на участке 10 - 25 км вдоль левого берега по Окинскому направлению Братского водохранилища, не должны занимать 2-х километровую прибрежную зону от мыса Дунайский до залива Малый.

49. Районы постановки рыболовных снастей на озере Байкал не должны занимать 4-х километровую прибрежную зону от мыса Ижимей до порта Байкал и трассы по истинным направлениям Усть-Баргузин - мыс Ижимей (255° - 75°), Усть -Баргузин - Максимиха (235° - 55°), используемые судами (составами).

2.8.Требования, предъявляемые к судам по запрещению плавания в зонах нерестилищ рыб и лежбищ байкальской нерпы.

50. Использование судов и других плавучих средств в периоды нереста ценных видов рыб (кроме использования судов в целях охраны, мониторинга и воспроизводства рыбных запасов и проведения неотложных аварийно-спасательных работ) запрещается в зоне, примыкающей к местам нереста и нерестовых концентраций (скоплений):

- в заливе Мухор;

- в предустьевых пространствах рек Сарма, Кучелга, Бугуяьдейка и Анга в радиусе 1,5 км;

- в Баргузинском заливе на участке от мыса Черный до мыса Билютинский и в глубь залива на 5 километров;

- в Чивыркуйском заливе на участках: от мыса Курбулик до южной оконечности острова Малый Колтыгай (Голый), от южной оконечности острова Малый Колтыгай до мыса Онгоконский, а также в границах между линиями, соединяющими северную оконечность острова Бакланий с мысом Безымянный и южную оконечность острова с мысом Иркана;

- в зоне радиусом 1,5 км, примыкающей к устью реки Турка;

- в зоне севернее линии, соединяющей мыс Биракан с устьем р. Тошка (зонах, примыкающих к дельтам рек Кичера и Верхняя Ангара);

- в 3-х километровой зоне, примыкающей к Посольскому, Истокскому сорам и мысу Облом.

- в местах лежбищ байкальской нерпы (постоянно).

На акваториях, включенных в запретную для рыболовства зону, движение судов в целях выполнения неотложных работ допускается по пропускам установленного образца, выдаваемым органами рыбоохраны.

2.9. Дополнительные требования, предъявляемые к судам, осуществляющим плавание по озеру Байкал.

51. Судам мощностью 75 л.с. и более, не имеющим устройств по сбору и сдаче нефтесодержащих, льяльных, хозяйственно-бытовых сточных вод, отходов производства и потребления, плавание по озеру Байкал запрещается.

52. Перевозки по озеру Байкал нефтепродуктов, сельхозудобрений, пестицидов, сильнодействующих и ядовитых веществ (без упаковки в герметичную тару, обеспечивающую сохранность груза при авариях), а также буксировка леса в плотах запрещается.

2.10. Особенности движения судов в перекате Исток

53. Границами переката Исток (по карте Иркутского водохранилища издания 1989 года) являются: верхняя от 0 км (буи №№ 33, 34) вниз и нижняя от 2,5 км (буй № 42) вверх.

54. Левый судовой ход предназначен для движения всех судов при условии соблюдения пунктов 55 и 56 настоящих ОДСС по ВВП ВСБ. Правый ход для движения судов (кроме маломерных) закрыт.

55. При одновременном подходе к перекату Исток двух или нескольких судов с противоположных направлений, право на прохождение переката первым имеет судно, идущее вниз (со стороны озера Байкал), а скоростные суда - независимо от направления движения.

56. В перекате Исток запрещается:

- движение судов при видимости менее 1 км;

- движение судов при видимости более 1 км, если одновременно не просматриваются верхняя и нижняя границы переката;

- расхождение, обгон и стоянка всех судов, включая маломерные и парусные. При нахождении в перекате Исток путейских теплоходов, обслуживающих знаки навигационного оборудования судового хода, движение по нему других судов осуществляется после межсудового радиообмена.

2.11. Особенности движение судов на участке 0 - 7 км выше Ангарского моста.

57. Участок характерен интенсивным движением маломерных судов, многократным пересечением основного судового хода судами, работающими на внутригородских пассажирских и прогулочных линиях. В темное время суток ориентировка затруднена фоном береговых огней.

58. Суда внутригородских пассажирских (прогулочных) линий на участке бульвар Гагарина - Звездочка расхождение между собой осуществляют:

- при следовании прямым судовым ходом поперек реки - сторону расхождения определяет судно идущее от правого берега (бульвар Гагарина);

- при следовании Сибиряковской протокой от причала бульвар Гагарина до красного буя (2 км выше Ангарского моста) - пропуск правым бортом;

59. Во избежание пересечения курсов на опасном расстоянии устанавливаются знаки "Внимание!" выше и ниже левобережных причалов "Титово" и "Звездочка":

- для причала "Звездочка" нижний знак на 1,1 км, верхний на 2,3 км;

- для причала "Титово" нижний на 2,3 км, верхний на 3,7 км (ухвостье острова "Елизовский),

60. Пассажирские суда при следовании вниз могут производить оборот для подхода к левобережному причалу или отходить от причала для следования вниз только тогда, когда идущие сверху суда (составы) находятся ниже знаков "Внимание!", установленных для данного причала.

61. Суда (составы), идущие вверх и находящиеся ниже знаков "Внимание!", принимают меры предосторожности и не заходят выше соответствующих знаков "Внимание!" если к причалам "Звездочка" или "Титово" подходит сверху или отходит от них пассажирское судно.

62. Пассажирские суда могут отходить от причалов "Титово" и "Звездочка" и производить оборот для следования вниз только в том случае, когда идущее вниз судно (состав) находятся выше соответствующего знака "Внимание!". Если суда (составы) находятся ниже знака "Внимание!", отход пассажирских судов запрещается.

63. Протока Сибиряковская предназначена для движения пассажирских судов вверх.

2.12. Особенности движения судов в районе 56 - 60 км.

64. Суда при подходе к 59,5 км снизу и к 55,5 км сверху во избежании столкновений с судами (составами), выходящими из Голуторовской протоки и канала, проведенного через остров Пежемский, оповещают другие суда о своем подходе на 5 канале УКВ-радиосвязи. В темное время суток оповещение по радиосвязи дублируется лучом прожектора, направленным вверх.

65. Суда (составы), следующие вверх, при подходе к 60 км, должны согласовать взаимные действия с судами (составами) осуществляющими заход в Голуторовскую протоку при движении сверху.

66. Суда (составы) перед выходом из Голуторовской протоки и Пежемского канала обязаны заблаговременно оповещать о своем намерении по УКВ радиосвязи и регулировать свой ход так, чтобы обеспечить безопасный проход судов, следующих по основному ходу.

67. Скоростные суда (СПК типа "Метеор") при приближении к участку 56-60 км сверху и снизу заблаговременно оповещают по УКВ радиосвязи другие суда (составы), которые обязаны предоставить им беспрепятственный проход.

2.13.Особенности движения и стоянки судов в Усольской протоке реки Ангары.

68. При прохождении Усольской протоки (71-105 км) судоводители обязаны осуществлять двухсторонний радиообмен через каждые 3-4 минуты и руководствуются указаниями для плавания и предупреждениями карты реки Ангары издания 1994 года.

Движение по Усольской протоке с принятием ВСБх мер предосторожности разрешается в оба направления (вверх и вниз). Суда и составы, следующие вверх, обязаны регулировать свой ход так, чтобы расхождение (пропуск) встречных судов происходили в удобных для этого местах, при этом судоводители по межсудовой радиосвязи согласовывают друг с другом взаимные действия.

69. При рабочем уровне Братского водохранилища 398,5 м и ниже (Балтийской системы) на участке от 88 до 105 км, и при любых отметках на участке от 71 до 88 км судоводитель водоизмещающего судна (состава) следующего вверх при встрече осуществляет пропуск встречного водоизмещающего судна (состава) следующего вниз:

- в перекате Нарым придерживается ухвостья острова Киселев и пропускает встречное судно (состав) со своего левого борта или придерживается ухвостья острова Большой Родион и пропускает встречное судно (состав) со своего правого борта;

- в перекате Шумилиха придерживается левой кромки на 101,2 км и пропускает встречное судно (состав) со своего левого борта или придерживается правой кромки на 100,8 км и пропускает встречное судно (состав) со своего правого борта;

- в перекате Бадайский придерживается левой кромки судового хода на 98,5 км (ниже островов Бадайских) и пропускает встречное судно (состав) со своего левого борта, или придерживается правой кромки судового хода на 98,7 км и пропускает встречное судно (состав) со своего правого борта;

- в перекате Нечаиха придерживается ухвостья острова Листаиничный на 96,3 км и пропускает встречное судно (состав) со своего правого борта;

- в перекате Голубичный: придерживается у левой кромки судового хода на

94.6 км и пропускает встречное судно со своего левого борта;

- в перекате Зайцевский придерживается ниже ухвостья острова Анциферов на 91 км и пропускает встречное судно (состав) со своего правого борта или придерживается у левой кромки судового хода на 90,5 км и пропускает встречное судно (состав) со своего левого борта;

- в перекате Усольский придерживается правой кромки судового хода на

87.7 км и пропускает встречное судно (состав) со своего правого борта;

- в перекате Тельминский придерживается левой кромки судового хода на 79 км и пропускает встречное судно (состав) со своего левого борта;

- в перекате Ружниковский придерживается ниже ухвостья острова Ружниковский на 78 км и пропускает встречное судно (состав) со своего левого борта или придерживается правой кромки судового хода на 77 км и пропускает встречное судно (состав) со своего правого борта;

15

- в перекате Кресты придерживается под белым буем на 74,3 км и пропускает встречное судно (состав) со своего левого борта;

- на участке 71,5 - 72,5 км придерживается ниже ухвостья острова Таловый на 72,6 км и пропускает встречное судно (состав) со своего правого борта или придерживается у левой кромки судового хода на 71 км и пропускает встречное судно со своего левого борта.

70. Места стоянки груженных и порожних барж расположены у левого берега на 86,8 км (ухвостье острова Варничный) и на причалах выгрузки ПГС на 91,4 км - 91,6 км и 92,2 - 93,3 км.

2.14.Особениости движения и стоянки судов в районе 105 - 107 км реки Ангары.

71. На участке за пределами основного судового хода располагается рейд формирования (расформирования) составов, где устанавливаются стоечные плавсредства. В ночное время при прохождении рейда судоводителям иметь осторожность.

72. Установка стоечных плавсредств на рейде должна производится таким образом, чтобы исключить возможность выхода ошвартованных судов под воздействием ветра на судовой ход.

73. Количество и порядок стоянки барж у стоечных плавсредств устанавливается ОАО "Восточно-Сибирское речное пароходство" и доводится ежегодно до сведения судоводителей.

2.15. Особенности движения судов в районах гидротехнических сооружений (мостов, воздушных и подводных переходов).

74. Заход судов в отводной канал Иркутской ГЭС выше причала ЖБИ ВСЭСС запрещен. Следовать вниз со стороны плотины Иркутской ГЭС необходимо серединой судового хода. Следует иметь ввиду, что на участке 6,8 - 6,0 км течение отсутствует. Ниже 6,0 км учитывать действие сильного свального течения, направленного в сторону правобережной отмели.

75. Ангарский автодорожный мост расположенный на 0 км реки Ангары имеет 4 пролета из которых 2 являются судоходными: для хода вверх - второй (от правого берега) и для хода вниз - третий (от правого берега). Высота судоходного пролета от проектного уровня составляет 10,2 м, ширина 60 м.

76. На участке 1,7 км ниже и 0,7 км выше Ангарского моста при встрече судов осуществляется пропуск по правому борту.

77. На 3,5 км выше Ангарского автодорожного моста ведется строительство нового (Кузьмихинского) автодорожного моста. На период строительства (в зависимости от стадии) движение судов осуществляется по одной из схем: через перекат Мокрый или протоку Кузьмихинскую. До сведения судоводителей порядок движения в районе строящегося моста оперативно доводятся Ангарским районом водных путей.

78. Составы, идущие вниз от Ангарского моста, во избежании навала на суда находящиеся у правого берега производят обороты ниже разделительного буя на 1,7 км в сторону устья реки Иркут.

79. При движении составов идущих вниз от Ангарского моста следует опасаться навала на дамбу затона Иркутской РЭБ флота. Стоянка судов у указанной дамбы со стороны судового хода запрещается.

80. Проводка судов и составов под Ангарский мост с габаритной высотой более 9 метров производится с разрешения выдаваемого диспетчером пароходства (для судов ОАО "ВСРП") или диспетчера Ангарского района водных путей (для судов других судовладельцев).

81. Жилкинский мост расположен на 5,8 км реки Ангары и имеет один судоходный пролет шириной 140 метров. Минимальная высота пролета в пределах судоходной полосы - 16 метров от проектного уровня.

82. Заход в порт Иркутск и затон Ангарского РВП со стороны основного судового хода разрешается при отсутствии выходящих оттуда судов и составов. Пережидать встречные суда необходимо в тиховоде под разделительным буем (5,5 км). При выходе и заходе на акваторию порта Иркутск и затона Ангарского РВП следует учитывать наличие свального течения на правую кромку судового хода.

83. Допустимые габариты судов и составов для прохода в судоходные пролеты мостов:

Наименование мостов

Габариты судов (составов), м

Ширина

Длина

Высота

Кузьмихинский автодорожный (3,5 км выше 0 км реки Ангары)

25

120

13,5

Ангарский автодорожный (0 км реки Ангары)

25

120

10,2

Жилкинский автодорожный (5,8 км р. Ангары)

30

120

16

Железнодорожный спаренный (130 км р. Селенги)

30

100

13

Автодорожный спаренный (153 км р. Селенги)

30

100

9,5

Автодорожный (173,1 км р.Селенги)

30

100

7

Железнодорожный (192.3 км р. Селенги)

30

100

13

Автодорожный (166,2 км р. Илим)

15

60

9

Автодорожный (24,9 км р, Игирма)

15

60

9

Автодорожный (55,7 км р. Баргузин)

15

60

6

Примечание: количество пролетов, в том числе судоходных, указано в картах рек (водохранилищ).

84. Наименьшие расстояния от проводов высоковольтных линий до верхней точки габарита судна (состава) должны составлять:

- 2 м при напряжении до 110 кВ;

- 2,5м при напряжении до 150кВ;

- 3 м при напряжении до 220 кВ;

- 3,5 м при напряжении до 330 кВ;

- 4 м при напряжении до 500 кВ.

2.16. Стоянка и маневрирование судов и составов в границах портов и пристаней

85. Суда, выходящие из затона Ангарского района водных путей, не должны создавать помех судам и составам, следующим по Кишечной протоке, а также производящим маневры на акватории центрального грузового района порта Иркутск.

86. Постановка судов на причалах центрального грузового района порта Иркутск разрешается не более чем в два пыжа.

87. В канале порта Свирск расхождение, обгон и якорная стоянка судов запрещаются. При одновременном подходе судов (составов) к каналу порта Свирск устанавливается следующая очередность захода судов принадлежащих ОАО "ВСРП":

- пассажирские суда;

- паром;

- сухогрузные составы;

- грузовые теплоходы;

- одиночные буксирные, вспомогательные и служебно-разъездные суда (в том числе патрульные суда ГРСИ по ВСБ и обстановочные теплоходы Ангарского РВП);

- плотовые составы.

Суда не принадлежащие ОАО "ВСРП" имеют право захода после получения разрешения дежурного диспетчера порта Свирск.

88. В канале порта Свирск запрещается:

- заход составов в канал сверху (при отметке Братского водохранилища 398,0 м Балтийской системы и ниже) при нахождении парома у причального припаромка,;

- производство маневровых работ буксирным судам во время прохождения по каналу скоростных пассажирских судов и парома;

- постановка судов более чем в два пыжа вдоль стенки грузового причала;

- заход в канал буксируемым и толкаемым составам с числом барж более одной или при длине буксируемого плота (секции) свыше 120 м и ширине более 30 метров;

89. Границей акватории порта Братск является линия, соединяющая буи №99 (красный) и №100 (белый). Движение водоизмещающих судов и составов по акватории осуществляется с безопасной скоростью, СПК "Метеор" в водоизмещающем положении. Суда перед заходом в акваторию порта и выходом из неё оповещают о своем намерении по каналу межсудовой радиосвязи.

90. Заход на акваторию порта Братск судам не принадлежащим ОАО "Восточно-Сибирское речное пароходство", ГРСИ по ВСБ и БАГБУ ВП и С только по разрешению дежурного диспетчера порта.

91. На акватории порта Братск запрещается:

- стоянка судов у грузового пирса более чем в два пыжа;

- движение (дрейфование, маневрирование) и стоянка ВСБх видов маломерных и парусных судов.

18

92. Движение маломерных судов от лодочной станции "Моряк" до границы акватории порта Братск осуществляется вдоль левого берега на расстоянии от него не более 15 м. Кромка судоходной трассы ограничена малыми красными буями выставляемыми владельцем лодочной станции

93. Стоянка судов, не принадлежащих ОАО "Восточно- Сибирское речное пароходство", разрешается в заливе западнее входа в порт Братск у левого берега,

94. Перед заходом на акваторию порта Байкал и выходом из неё, суда оповещают другие суда о своем намерении по каналу межсудовой радиосвязи.

95. Заход на акваторию порта Байкал через ворота длинной вилки к причалам 2 и 3 и выход из неё разрешается только для СПК типа "Комета", "Восход" и теплоходам проекта Р-18.

Через средние ворота осуществляется заход и выход для всех судов, а так же буксировка несамоходного флота к местам их швартовки на акватории порта и якорной стоянки за пределами акватории порта.

Через береговые ворота осуществляется заход и выход теплоходов принадлежащих ОАО "Байкальские воды" и других судов (составов) с разрешения диспетчера порта.

96. Стоянка судов, не принадлежащих ОАО "Восточно-Сибирское речное пароходство", разрешается только с морской стороны ниже причала №1 (ближе к истоку реки Ангары). Заход этих судов в порт Байкал разрешается только после согласования с дежурным диспетчером порта.

97. Якорная стоянка барж располагается западнее порта (в районе пади Баранчики). На рейде порта Байкал якорная стоянка буксировщиков с составами на буксире запрещается.

98. Всем судам, в т.ч. и маломерным, запрещается сквозной проход между волноломом и причальной стенкой пассажирской пристани Листвянка.

99. Стоянка (подход) всех судов, не принадлежащих ОАО "Восточно-Сибирское речное пароходство", у причала пассажирской пристани Листвянка и на подходах к ней запрещается.

100. Пассажирские причалы пристани "Ракета" предназначены для стоянки пассажирских судов ОАО "Восточно-Сибирское речное пароходство". Всем судам, в том числе маломерным и парусным, движение, маневрирование, стоянка на подходах к причалам пристани "Ракета" (у береговой черты и на акватории) запрещается.

101. Суда, заходящие в залив Чертыгеевский, принимают меры по обеспечению безопасного расхождения в соответствии с пунктом 107 настоящих ОДСС на ВВП по ВСБ, а при необходимости уступают дорогу судам, выходящим из залива.

Движение водоизмещающих судов на акватории залива Чертыгеевский осуществлять с минимальной скоростью (не более 8 км/час), обгон запрещается.

Движение маломерных и парусных судов осуществлять за линией буев у левого берега.

2.17. Особенности движения, расхождения и обгона судов, находящихся на виду друг у друга, при плавании по озеру Байкал, Иркутскому, Братскому и Усть-Илимскому водохранилищам.

102. В настоящем разделе принято следующее толкование терминов и определений:

суда находящиеся на виду друг у друга - когда каждое из них может визуально наблюдать другое по силуэту или огням;

встречные суда - суда, движущиеся навстречу друг другу так, что взаимно находятся в зоне сектора освещения бортовых огней. Встреча судов может происходить на противоположных, параллельных и пересекающихся курсах ;

курсовой угол - угол, заключенный между диаметральной плоскостью судна (линией курса) и направлением на предмет (маяк, судно и др.). Отсчет курсовых углов ведется от носовой части судна от 0° до 180° правого и левого бортов;

компасный пеленг - угол между компасным меридианом и направлением на предмет, отсчитываемый от 0° до 360° по картушке главного компаса с помощью пеленгатора;

суда, идущие противоположными курсами - такие встречные суда, которые идут прямо или почти прямо (одно несколько правее или левее другого) друг на друга так, что возникает опасность столкновения. Ночью каждое из этих встречных судов видит одновременно оба бортовых огня другого судна впереди на своем курсе. Также следует считать, что суда идут противоположными курсами, когда одно из них наблюдает ночью попеременно с небольшим интервалом времени, то красный, то зеленый бортовой огонь другого судна на своем курсе;

суда, идущие параллельными курсами - такие встречные суда, которые показывают постоянно друг другу днем одноименные борта, а ночью - бортовые огни одного цвета. Различаются "левые" и "правые" параллельные курсы;

суда, идущие пересекающимися курсами - такие встречные суда, которые идут так, что показывают друг другу днем разноименные борта, а ночью - бортовые огни разного цвета;

судно, ответственное за безопасное расхождение - судно, которое должно принять меры, диктуемые Правилами плавания по ВВП РФ, настоящими ОДСС по ВВП ВСБ, а также условиями и обстоятельствами данного случая и первым, если это требуется, подать сигналы на расхождение.

103. При плавании судов по озеру Байкал отмашка на расхождение, предусмотренная в пунктах 107-110 не подается.

С учетом нахождения убежищ (отстойных пунктов) судам и составам для зашиты от преобладающих направлений ветра и воздействия волнения, устанавливается прибрежная 4-х километровая зона движения вдоль западного берега озера Байкал.

104. Действие нижеприводимых особенностей движения, расхождения и обгона судов распространяются на озеро Байкал и следующие участки водохранилищ:

- Иркутского: от переката Исток до плотины Иркутской ГЭС;

- Братского: Ангарского, Окинского и Ийского направлений относящихся к разряду "О";

- Усть-Илимского: Ангарского и Илимского направлений относящихся к разряду "О".

105. При движении судов противоположными и параллельными курсами судном, ответственным за безопасность расхождения является:

- судно, буксирующее плот (при расхождении с другими судами независимо от направления движения, а при расхождении с другим плотоводом, судно идущее от плотины ГЭС);

- судно на подводных крыльях или воздушной подушке, независимо от направления движения (при расхождении с водоизмещающими судами, кроме плотобуксировщиков);

- судно, идущее от плотины ГЭС;

- судно, идущее со стороны озера Байкал или водохранилища (при движении по заливам);

-судно, идущее от правого берега (при движении судов поперек водохранилища или залива водохранилища);

-судно, заходящее со стороны озера Байкал или водохранилища в порт, залив, рейд.

106. При движении судов пересекающимися курсами ответственным за безопасность расхождения является судно, которое видит другое судно со стороны своего правого борта.

107. Встречные суда, следующие противоположными курсами и расходящиеся при заходе-выходе из залива (порта, рейда) расходятся между собой, подавая соответствующие звуковые сигналы и отмашки.

Судно, заходящее в залив (порт, рейд), обязано действовать исходя из данных условий и обстоятельств движения так, чтобы обеспечить безопасность расхождения судов (составов). Встречное судно, выходящее из залива (порта, рейда) обязано принять и незамедлительно подтвердить указанную сторону расхождения подачей звукового сигнала и отмашки.

108. Расхождение судов, находящихся на виду друг у друга осуществляется следующим образом:

- суда, следующие противоположными курсами, во всех случаях расходятся только левыми бортами. Судно, ответственное за безопасность расхождения, заблаговременно изменяет свой курс вправо, подает звуковой сигнал "Я изменил свой курс вправо" и отмашку с левого борта. Встречное судно также заблаговременно изменяет свой курс вправо, подает звуковой сигнал "Я изменил свой курс вправо" и отвечает отмашкой с левого борта.

109. Суда, следующие параллельными курсами, расходятся:

- левыми бортами, если их курсы располагаются слева друг от друга (ночью красный бортовой огонь одного судна постоянно обращен к красному бортовому огню другого судна), подается звуковой сигнал "Я изменяю свой курс вправо" и отмашка с левого борта;

- правыми бортами, если их курсы располагаются справа друг от друга (ночью зеленый бортовой огонь одного судна постоянно обращен к зеленому огню другого судна), подается звуковой сигнал "Я изменяю свой курс влево" и отмашка с правого борта;

- без обмена сигналами и отмашками на расхождение, когда их курсы располагаются у противоположных берегов водохранилища, и они сохраняют свое направление движения по отношению к берегам и могут пройти мимо друг друга на достаточном расстоянии (500 и более метров);

- во всех случаях без взаимного пересечения курсов.

110. Если два встречных судна (состава) огибают мыс или отмель, то их расхождение, независимо от расположения их бортовых огней, должно производиться как при параллельных курсах.

111. Когда суда согласовали свои действия по радиотелефонной связи, звуковые сигналы на расхождение и обгон могут не подаваться.

112. При встречном движении судов на пересекающихся курсах, когда существует опасность столкновения, то судно, которое видит другое судно по своей правой стороне, обязано уступить ему дорогу (пропустить другое судно). Это требование выполняется заблаговременно и действия судоводителя должны быть уверенными и решительными (вплоть до прекращения движения), и не приводить к пересечению курса со встречным судном в непосредственной близости. Опасность столкновения может быть обнаружена тщательным взаимным визуальным наблюдением за курсовым углом (пеленгом) на встречное судно. Если курсовой угол (пеленг) заметно не изменяется или изменяется незначительно, то следует считать, что существует опасность столкновения.

Судно, которому уступают дорогу, должно сохранить свой курс и скорость. Однако, когда для него становится очевидным, что судно, обязанное уступить дорогу, не принимает для этого соответствующих действий, оно должно предпринять такие меры, которые наилучшим образом помогут предотвратить столкновение.

113. Движение одиночных судов и составов по сужениям Ийского участка Братского водохранилища (Контин, Бычок) рекомендуется производить, придерживаясь правой (по ходу) стороны. Расхождение встречных судов (составов), кроме буксиров с плотами, производятся левыми бортами. Расхождение с плотосоставами и их обгон производится по борту, указанному плотоводом.

2.18. Особенности движения, расхождения и обгона судов, не находящихся на виду друг у друга при плавании по озеру Байкал, Иркутскому, Братскому и Усть-Илимскому водохранилищам

114. Настоящий раздел является дополнением к пунктам 205 - 221 Правил плавания по ВВП РФ и относятся к судам при плавании в условиях ограниченной видимости или вблизи районов с ограниченной видимостью.

115. Расхождение (пропуск) при встрече осуществляется левыми бортами -при противоположных курсах и левых параллельных курсах. Уклоняться с курса встречного судна следует таким образом, чтобы эхо-сигнал на РЛС, вплоть до окончания расхождения находился слева на достаточном расстоянии от курсовой черты. Когда по условиям плавания расхождение (пропуск) левыми бортами может быть затруднено или движение встречных судов осуществляется на правых параллельных курсах, то судно (состав), которое является ответственным за расхождение, обязано заблаговременно отойти в безопасную зону, а если требуется - прекратить движение, подавая соответствующий звуковой сигнал (одиночное судно - один продолжительный, составы и плотосоставы - один продолжительный и два коротких с интервалом не менее 2 минут).

116. При движении судов на пересекающихся курсах, когда существует опасность столкновения, судно у которого на экране РЛС эхо-сигнал от встречного судна находится справа от курсовой черты, обязано уменьшить ход до минимального или, если это необходимо, прекратить движение, и, в любом случае, следовать к опасному району с крайней осторожностью до тех пор, пока встречное судно (состав) не минует этот район и его эхо-сигнал на экране РЛС не окажется слева от курсовой черты или позади траверза.

117. Любое судно при подходе к району с ограниченной видимостью и не имеющее возможности выполнить требования Правил плавания по ВВП РФ (пункты 206,207,209,214), обязано, следовать на отстой в такое место, где оно не будет создавать помех для судоходства.

118. Судно, догоняющее другое судно при видимости менее 1 км, должно по радиотелефонной связи получить разрешение на обгон, согласовать место и борт обгона и взаимные меры предосторожности.

2.19. Движение судов и составов при видимости менее 1 км и ширине судового хода менее 100 метров

119. Запрещается движение всех судов (составов), не оборудованных радиолокационной установкой, прибором, указывающим скорость поворота (циркуляции) судна, или компасом, УКВ радиостанцией, находящимися в исправном состоянии, кроме одиночных судов (толкаемых составов с одним несамоходным судном), следующих вверх на следующих участках бассейна:

- реках: - Селенга, Баргузин, Верхняя Ангара, Ангара (от плотины Иркутской ГЭС до 128 км);

- водохранилищах:

Иркутском: от истока реки Ангары до 12 км;

- Братском: 128 - 135 км по Ангарскому направлению, 285 - 333 по Окинскому направлению, 85 - 188 км по Ийскому направлению, в небольших заливах;

- Усть-Илимском: от плотины Братской ГЭС до 100 км, 145-204 км, 245-259 км по Ангарскому направлению; выше 50 и ниже НО км по Илимскому направлению.

2.20. Участки с односторонним движением судов и составов.

120. Река Ангара:

- протока Сибиряковская для движения пассажирских судов вверх;

- протока Кривая для движения водоизмещающих судов (составов) вверх;

- пролеты Ангарского моста на 0 км: 2-й для хода вверх, 3-й для хода вниз (считать от правого берега).

121. Река Игирма:

- пролеты моста на 24,9 км 1-й (правобережный) для хода вниз, 2-й (левобережный) для хода вверх.

 

Приложение № 1

Границы линейных отделов ГРСИ по Восточно-Сибирскому
бассейну и их реквизиты

Наименование линейного отдела

Границы (от и до включительно)

Адрес, телефон, факс

Ангарский

Плотина Иркутской ГЭС - Южный (475 км Ангарского направления Братского водохранилища).

664005, Иркутск, левый берег р.Ангары, поаЗатон, ИСРСЗ, тел. 287-307

Братско-Илимский

475 км Ангарского направления -плотина Братской ГЭС, Окинское и Ийское направление Братского водохранилища, Усть-Илимское водохранилище.

665719, Иркутская область, г. Братск, речной порт, телефакс 43-85-37

Байкало-Селенгинский

Иркутское водохранилище, озеро Байкал, река верхняя Ангара.

665921, Иркутская область, Слюдянский район, порт Байкал, телефон 250-493 (коммутатор порта Байкал), в Листвянке тел. 112- 186

Селенгинский линейный пункт

Реки Селенга, Баргузин, Никой.

670000, Республика Бурятия, г.Улан-Удэ, ул. Смолина, 67, телефон 2 1-55-98

 

Приложение № 2

Границы обслуживания водных путей подразделениями Байкало-Ангарского Государственного бассейнового управления водных путей и судоходства

Наименование района водных путей

Границы (от и до включительно)

Адрес, телефон, факс

Ангарский

Река Ангара, Братское и Усть-Илимское водохранилище

664003, г.Иркутск, Селитбенный проезд, 1, телефакс 34-25-83

Байкало-Селенгинский

Озеро Байкал, Иркутское водохранилище, реки: Селенга, Баргузин, Верхняя Ангара

670000, Республика Бурятия, г.Улан-Удэ, ул. Водопроводная,!, телефакс 2 1-95-20

Примечание: управление БАГБУ ВП и С находится по адресу: 664025, г. Иркутск, ул. Свердлова,!, тел.34-55-65, телефакс24-36-94 .

 

Приложение №3

Донесение о транспортном происшествии

Донесение о транспортном происшествии составляется капитаном судна в произвольной форме с обязательным и подробным изложением всех обстоятельств, действий и последствий, с указанием причин и виновных лиц (должности, возраста, специального образования, стажа работы на речном флоте (общего, в командной и занимаемой должности), рабочего диплома (свидетельства, даты получения).

При описании обстоятельств, действий и последствий необходимо узнать:

1. Общую характеристику действий судна перед аварийным случаем, обстоятельств внутренних и внешних, имеющих к нему отношение.

2. События, предшествующие аварийному случаю.

3. События в момент аварийного случая с указанием точного места происшествия, гидрометеоусловий, характеристики видимости, навигационных условий и других обстоятельств, имеющих к нему отношение.

4. Последующие действия экипажа, включая действия по ликвидации последствий аварийного случая.

В донесении о транспортном происшествия необходимо указать причины, приведшие по мнению капитана (судоводителя) к данному случаю (как непосредственные, так и косвенные).

Последствия транспортного происшествия указать кратко, в общих чертах со ссылкой на судовой технический акт.

В донесении перечисляются лица, а также другие суда или организации, виновные по мнению капитана (судоводителя) в транспортном происшествии с указанием нормативных документов, которые ими нарушены. Одновременно приводится краткое изложение их действий, включая и действия береговых должностных лиц, явившиеся прямой или косвенной причиной данного случая.

К "Донесению о транспортном происшествии" прикладываются следующие документы:

1. Выписка из вахтенного (судового) журнала за время, подтверждающее действия перед транспортным происшествием, в момент аварийного случая и после него.

2. Выписка из машинного и других журналов, если это необходимо и если их ведение на данном судне предусмотрено.

3.Объяснительные от всех причастных лиц, в первую очередь от вахтенных, и свидетельские показания от свидетелей, если они имеются.

4.Схема (выкопировка с карты) с обозначением места транспортного происшествия, последовательных положений судов (в случаях столкновений, навалов, посадок на грунт и т.д.).

5. Судовой технический акт по прилагаемой форме № 1.

6. Другие документы и вещественные доказательства, имеющие отношение к транспортному происшествию (копии радиограмм, приказов, распоряжений, курсограмм, фотографии, тахограммы, акты о тралении или промерах глубин, выхода из строя судовых механизмов, устройств и приборов, приемки плота к буксировке, сборки аварийной древесины и т.д.).

Все представляемые документы должны быть заверены подписью капитана и скреплены печатью.

 

Приложение № 4

УТВЕРЖДАЮ

Капитан (судоводитель) т/х (название или №)
(подпись)
Фамилия И. О.

2003 г.

ТЕХНИЧЕСКИЙ АКТ

Место____________________________________________________________________________
Борт__________________________________
____________________________________________
Настоящий акт составлен (должности, фамилии, и. о. составляющих акт)
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
в том, что в результате (вид, место и дата аварийного случая) _______________________________________________________________________________________
_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
нанесен следующий ущерб (подробное перечисление полученных повреждений, утраченного имущества, груза, распушенной или утраченной древесины, плотового такелажа, сведения о пострадавших лицах и т. д.) __________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Подписи лиц, составивших акт
: ________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

 

Приложение №5

Акт о транспортном происшествии

Акт о транспортном происшествии должен содержать следующие обязательные сведения:
1. Год, дата, месяц, сведения о составителях (должность, Ф.И.О., а для свидетелей место жительства каждого).
2. Основные данные о транспортных объектах и гидротехнических сооружениях (название, тип, мощность, грузоподъемность, габариты и др.)
3. Сведения о вахтенных начальниках - участниках транспортного происшествия (должность, возраст, специальное образование, общий стаж работы на речном транспорте, в командных должностях и занимаемой должности, степень рабочего диплома или свидетельства, дата их получения и кем выданы).
4. Гидрологическая характеристика участка, на котором произошло транспортное происшествие, состояние погоды, видимость, габариты судового хода и их соответствие объявленным, наличие навигационных знаков на штатных местах и их соответствие нормативным требованиями др.
5. Обстоятельства транспортного происшествия (подробное описание происшествия с указанием последовательности ВСБх маневров, скорости хода, распоряжений, команд, сигналов и т.д.)
6. Последующие действия экипажа, включая действия по ликвидации последствий транспортного происшествия, спасанию людей и груза.
7. Количество травмированных или погибших людей, их фамилии, имена местожительства, год рождения.
8. Повреждения корпуса, механизмов, движителей, рулевых устройств, которые должны быть оформлены "Судовым техническим актом".
9. Последствия повреждения ( затопление отсеков, утрата или порча груза, загрязнение окружающей среды, возможность движения и т.п.).
10. Соответствие сплотки плота и оборудования требованиям сплотки формирования плота.

Первый экземпляр акта транспортного происшествия с приложениями направляется в линейный отдел судоходной инспекции, второй и третий -владельцам транспортных объектов, копии актов остаются у участников транспортного происшествия.

К акту транспортного происшествия прилагаются следующие документы: -выписка из судового журнала за время, включающее действия вахтенного начальника перед транспортным происшествием в момент происшествия и после него;

-выписка из машинного и других журналов, если их ведение предусмотрено на данном транспортном объекте и если это необходимо;

-объяснительные от ВСБх причастных лиц, в первую очередь от вахтенных, свидетельские показания, если они имеются;

-схема с обозначением места транспортного происшествия, а также последовательных положений транспортных объектов и др.; -копия навигационной карты участка транспортного происшествия; -судовой технический акт;

-другие документы и вещественные доказательства, имеющие отношение к транспортному происшествию ( копии радиограмм, приказов, распоряжений, курсограмм, фотографии, тахограммы, акты о тралении или промерах глубин, выход из строя механизмов, устройств, приборов, акты приемки плота к буксировке, сборке аварийной древесины и т.д.).

Все представляемые документы должны быть заверены подписью капитана (командира) транспортного объекта и скреплены судовой печатью.

 

Приложение № 6

ПЕРЕЧЕНЬ ДОКУМЕНТАЦИИ ДЛЯ САМОХОДНЫХ СУДОВ

I. Судовые документы (см. статью 14 КВВТ РФ или пункт 24 Правил плавания по ВВП РФ)

II. Рабочая документация

1 .Акт приемки судна в эксплуатацию.

2.Кония лицензии на право перевозочной деятельности.

З.Журнал прогнозов погоды (для судов, выходящих в районы плавания разрядов "О" и "М") и путевой информации.

4. Таблица девиации магнитного компаса.

5. Информация капитану об остойчивости судна.

6. Расписания по судовым тревогам (требование НБЖС РФ-86, § 4.3.5.).

7. Расписание по приборкам.

8. Расписание по заведованиям.

9. Личные карточки членов экипажа.

10.Инструкции погрузки-выгрузки судна.

11. Пожарное свидетельство (акт).

12. Расписание несения вахт и судовых работ.

13. Приказ (распоряжение) судовладельца о режиме эксплуатации судна, работы и отдыха экипажа.

14. Рабочие дипломы командного состава. Удостоверения об очередной проверке знания и аттестации (у капитанов), свидетельств о праве пользования УКВ и KB радиостанциями, квалификационных свидетельств у рядового состава.

15. Журнал учета сдачи подсланевых вод (СД-36).

III. Руководящая документация.

1.Кодекс ВВТ Российской Федерации.

2. Устав службы на судах.

3. Устав о дисциплине работников речного транспорта.

4. Правила плавания по внутренним водным путям Российской Федерации.

5. Особенности движения и стоянки судов по ВП ВСБ.

6. Правила технической эксплуатации речного транспорта.

7. Правила техники безопасности на судах.

8. Правила перевозки грузов.

9. Правила пожарной безопасности на судах.

10. Правила радиосвязи на ВВП РФ.

11. Указания по радиосвязи в Восточно-Сибирском бассейне.

12. Санитарные правила для речных и озерных судов.

13. Наставления по борьбе за живучесть судов (НБЖС РФ-86).

14. Положение по управлению движением судов на водных путях, обслуживаемых БАГБУ ВП и С.

15. Мероприятия (план действий) судовладельца по предупреждению аварийности на флоте.

IV. Навигационные и штурманские пособия и наставления.

1. Атлас волнения (для судов эксплуатирующихся на водных путях разрядов "О" и "М").

2. Типовые схемы составов.

3. Технические условия сплотки плотов (для плотобуксировщиков).

4. Таблица девиации магнитных компасов (для озера Байкал).

5. Мероприятия (план действий) но предупреждению аварийности на флоте судовладельческого предприятия.

6. Схемы маневрирования судна при падении человека за борт (при эксплуатации судна в разряде "О" и "М").

7. Таблицы маневренных элементов судна (типового состава).

8. Схемы теневых секторов РЛС.

9. Навигационные карты (откорректированные на текущую навигацию).

 

Приложение № 7

Порядок получения путевой и гидрометеорологической информации

1. Первичные сведения о габаритах пути и изменениях в составе навигационного оборудования должны передаваться в районы водных путей (гидросооружений) при бригадном обслуживании - дежурными мастерами пути, а при постовом обслуживании - бригадирами постов (старшими постовыми рабочими) до 9 часов утра местного времени. Указанные лица несут ответственность за правильность и своевременность передаваемых сведений.

Оперативные гидрологические сведения, входящие в состав путевой информации, составляются и передаются Иркутским межрегиональным территориальным управлением по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды по договорам с Байкало-Ангарским ГБУВП и С или их подразделениями в сроки и объемах, определенных этими договорами.

Районы водных путей (гидросооружений) проверяют полученные первичные сведения, составляют радио-бюллетени и путевые листы, а затем, в соответствии с утвержденной схемой, передают их БАГБУ ВП и С, судовладельцам и на радиостанции для передачи на суда.

2. Для сбора и передачи информации могут использоваться проводные линии и радиосвязь (телефон, телефакс, телеграф, KB и УКВ радиостанции), а также нарочные.

Байкало-Ангарское ГБУ ВП и С определяет, совместно с подразделениями связи речного транспорта, бассейновую схему приема и передачи, сроки и способы передачи с учетом реальных возможностей. Схема должна систематически совершенствоваться, по мере необходимости и при появлении новых технических средств.

3. Информация о путевых и гидрометеорологических условиях плавания предоставляется судовладельцам за плату по договорам с Байкало-Ангарским ГБУ ВП и С и подразделениями Иркутского областного Управления по гидрометеообслуживанию и мониторингу окружающей среды. Независимо от района плавания договор об информации о путевых условиях заключается только с Байкало-Ангарским ГБУ ВП и С - по месту получения лицензий на перевозку грузов и пассажиров, и буксировку плотов.

В стоимость путевой информации входят прямые расходы на услуги связи и за гидрометеорологическую информацию.

 

 

Приложение №8

Правила обеспечения безопасных условий перевозки транспортных средств на грузовых судах и судах паромных переправ

1 Автотранспортные, сельскохозяйственные и строительные машины и механизмы (далее - транспортные средства) и перевозимые на них грузы по габаритам и весу не должны превышать у становленных для данного судна предельных габаритов и веса. При перевозке и производстве погрузо-разгрузочных работ с тяжеловесной автотранспортной техникой отправитель обязан представить дополнительные специальные крепления (подкладки, стойки, клинья, проволоку, гвозди и др.) необходимые для оборудования судов и мостков, а также для застила палубы судна досками.

2. Загрузка транспортными средствами грузового судна (парома) осуществляется в следующем порядке: вначале въезжает автотракторная техника, затем повозки и последними заходят пассажиры. Разгрузка производится в обратном порядке: сначала высаживаются пассажиры, затем выезжают повозки и последними автотранспортные средства.

3. Въезд (или съезд) на судно транспортных средств допускается только с разрешения вахтенного начальника, в обязанности которого входит регулирование размещения машин на судне, а также контроль за закреплением их специальными приспособлениями (деревянными или сварными металлическими клиньями). При размещении транспортных средств запрещается создавать крен или дифферент на грузовом судне (пароме) под нагрузкой.

4. Транспортное средство после установки его на палубе или в трюме судна должно быть полностью заторможено ручным тормозом, двигатель остановлен и кроме того, рычаг коробки передач двигателя поставлен на первую передачу или задний ход.

5. Запрещается нахождение пассажиров в транспортных средствах во время въезда их на судно, в рейсе или съезде с него. Перевозка пассажиров и водителей транспортных средств (кроме груженных огнеопасными и ядовитыми грузами) допускается если на судне (в составе) во время рейса может быть предоставлено помещение (каюты) с необходимыми санитарно-гигиеническими условиями, а количество спасательных средств (жилетов, плотиков) соответствует количеству пассажиров.

6. Запрещается во время рейса (за исключением паромных переправ) нахождение водителей (машинистов) в кабине (салоне) автотранспортной техники.

7. Находящиеся на автомобилях (прицепах) легковоспламеняющиеся грузы (солома, сено, пенька и т.п.) должны быть покрыты брезентом.

8. Перевозка автомобилей и прицепов с взрывоопасными, горючими, ядовитыми веществами и другими опасными грузами должна осуществляться отдельным рейсом. Нахождение при их перевозке на судне пассажиров, других транспортных средств категорически запрещается.

9. На судне (пароме) перевозящем транспортные средства запрещается курение и пользование открытым огнем.

 

Приложение №9

Условия перевозки организованных групп людей
на непассажирских судах

В случае перевозки на непассажирских судах организованных групп людей необходимо:

- наличие разрешения Речного Регистра РФ на право перевозки определенного числа людей сверх штата экипажа;

- наличие согласованной с Речным Регистром "Информации об остойчивости" для перевозки сверхштатных людей, знание и строгое выполнение её судовым экипажем;

- рейсовое задание (путевка, диспетчерское распоряжение), в котором имеется отметка о количестве перевозимых людей и фамилия старшего группы;

- наличие записи в судовом журнале о количестве людей входящих в организованную группу и фамилия старшего 1руппы;

- строгое соответствие фактических нагрузок на судно весовой нагрузке, приведенной в "Информации об остойчивости и непотопляемости" для данного судна.

 

Приложение № 10

Каталог карт и атласов Восточно-Сибирского бассейна, допущенных к пользованию судоводителями

Наименование водного пути

Наименование (охватывание) карты или атласа

Год печати Примечание

Реки:

1.

Ангара

От плотины Иркутской ГЭС до 142 км

1994

2.

Селенга

От реки Никой до устья

1986

3.

Баргузин

От селения Курумкан до устья

1988

4.

Никой

От устья до селения Мурочи

1983

5.

Верхняя Ангара

От устья до селения Камнеокан

1935

Водохранилища:

6.

Иркутское

Исток реки Ангары - плотина Иркутской ГЭС

1989

7.

Братское

Ангарское направление: от 105 км р Ангары до плотины Братской ГЭС; Окинское направление: от селения Новая Яда до устья; Ийское направление:от селения Новое Приречье до устья.

1974

8.

Усть-Илимское

Ангарское направление: от плотины Братской ГЭС до плотины Усть-Илимской ГЭС; Илимское направление: от селения Ново-Илимск до 0 км

1980

9.

Озеро Байкал

Прибрежная часть

1959